Определение действительных налоговых обязательств

ФНС выпустила обзор судебной практики по налоговой реконструкции
Спустя полтора года после выхода разъяснений о порядке применения статьи 54.1 НК РФ ФНС обобщает сложившуюся по таким спорам судебную практику.

Ключевые позиции обзора
  1. Выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности в более высоком размере (что, по сути, означало бы применение санкции), а может служить основанием для доначисления суммы налога таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом (Определение ВС РФ от 05.04.2018 по делу N А40-176513/2016 АО «Каширский двор – Северянин»);
  2. Налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в размере большем, чем это установлено законом (Определение КС РФ от 27.02.2018 N 526-О);
  3. Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием компаний, изначально не ведущих реальной экономической деятельности («технических» компаний), вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им (наличия у налогового органа) сведений и документов о фактически совершенных хозяйственных операциях, при этом расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется (Определение ВС РФ от 19.05.2021 по делу N А76-46624/2019 ООО «Фирма «Мэри»);
  4. Если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, позволяющие установить лицо, которое осуществило фактическое исполнение по сделке и уплатило причитавшиеся при ее исполнении суммы налогов, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов по налогу на прибыль и налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями (Определение ВС РФ от 15.12.2021 по делу N А40-131167/2020 ООО «Спецхимпром»);
  5. Создание налогоплательщиком формального документооборота с «техническими» компаниями, находящимися на общей системе налогообложения, для минимизации налогообложения при приобретении товара фактически у производителей, не являющихся плательщиками НДС, влечет полный отказ в праве на вычет НДС, при этом полное исключение налоговым органом фактически понесенных затрат на приобретение товара из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль недопустимо, поскольку влечет искажение реального размера налоговых обязательств налогоплательщика (Определение ВС РФ от 23.03.2022 по делу N А49-6991/2020 ООО «Тройка»).
Комментарии
Рассматриваемый обзор ФНС содержит подборку действительно важных судебных решений, которые ориентируют налоговые органы на справедливое и взвешенное определение размера налоговых обязательств. Фиксация данных подходов в едином документе упрощает контроль со стороны вышестоящих органов и улучшает административные перспективы для урегулирования налоговых споров.
Специалисты МКА «Аксенов, Мелешкина и Партнеры» готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и ведении налоговых споров, связанных с претензиями налоговых органов к обоснованности налоговой выгоды, в том числе, с применением статьи 54.1 НК РФ.

___________________________________________________
  1. Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
  2. Письмо ФНС России от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450@.